В связи с необходимостью повышения эффективности борьбы с низколетящими воздушными целями в ряде стран в середине 60-ых годов ХХ века были развернуты работы по созданию зенитно-ракетных комплексов нового уровня. В числе основных требований, предъявляемых к такого рода технике, можно перечислить мобильность, соответствующую мобильности прикрываемых войск, высокую степень автономности и автоматизации ведения боя и малое время приведения ЗРК в боевую готовность. В той или иной формулировке эти требования лежали в основе всех проектов ЗРК, независимо от страны-разработчика. Считается, что ЗРК «Оса» стал наиболее удачным вариантом этого класса ЗРК.
Работы по его созданию (в том числе корабельного варианта «Оса-М», унифицированного по ракете и частично радиоэлектронным средствам с сухопутным ЗРК «Оса») были начаты согласно Постановления Совета министров СССР №1157-487 от 27 октября 1960 года. Помимо ряда технических условий, связанных с боевой частью комплекса, предусматривалось также, что боевая машина ЗРК должна быть плавающей, вести разведку воздушных целей в движении и обстреливать их ракетами с короткой остановки. Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси (боевой машине) как всех боевых средств, включая радиолокационные станции и пусковую установку с ракетами, так и средств связи, навигации и топопривязки, контроля, а также источников электропитания. Большое влияние на работы по теме «Эллипсоид» (обозначение темы работ по советскому ЗРК) оказала концепция американского проекта ЗРК «Маулер» на гусеничном шасси.
В создании комплекса «Оса» был задействован ряд конструкторских бюро различных предприятий страны. В качестве будущего шасси комплекса рассматривались некоторые образцы плавающих бронетранспортеров, разработанных рядом КБ в конце 50-ых — начале 60-ых годов ХХ века — ЗИЛ, ГАЗ, КАЗ и др. Однако, не все рассматриваемые шасси имели требуемые характеристики — в январе 1961 года КБ ЗИЛа отказалось от дальнейшего участия в работах по ЗРК «Оса», так как грузоподъемность разрабатываемого им шасси трехосного бронетранспортера ЗиЛ 153 (1,8 тонны) была совершенно недостаточна для размещения пусковой установки с ракетами и систем комплекса.
По той же причине всерьез не рассматривался разработчиками и БТР-60П, разработанный на ГАЗе. Таким образом, на протяжении нескольких последующих лет работы по созданию ЗРК «Оса» велись в привязке к шасси колесного «объекта 1040», создаваемого на базе опытного четырехосного бронетранспортера объект 1015, спроектированного конструкторами Кутаисского автомобильного завода Совнархоза Грузинской ССР совместно со специалистами московской Военной академии бронетанковых войск. Отметим также, что как вариант рассматривалось и колесное шасси Мытищинского завода ММЗ-560, но его применение было сопряжено с неприемлемым (на тот момент) увеличением массы комплекса до 19 тонн, что ограничивало его авиационную транспортабельность. Кроме того, в середине 60-ых годов рассматривался в качестве шасси гусеничный транспортер МТ-ЛБ, но по ряду причин этот проект был отвергнут.
Так как БТР Кутаисского завода имел грузоподъемность 3,5 тонны, для размещения на нем средств комплекса массой как минимум 4,3 тонны было принято решение об отказе от пулеметного вооружения и применении меньшего по весу дизеля мощностью 180 «лошадей» вместо использовавшегося на прототипе аналогичного двигателя в 220 лошадиных сил. Конструирование комплекса «Оса» шло очень тяжело. Начатые во втором полугодии 1967 года на Эмбинском полигоне совместные испытания уже в июле 1968 года были остановлены из-за серьезных недостатков как ракетной части, так и самого шасси. Шасси «объекта 1040» было слишком перегружено, что не обеспечивало выполнения заданных показателей скорости и запаса хода.
Кутаисский завод превысил вес шасси на 350 килограмм по сравнению с представленной в техническом проекте величиной (9 тонн), что в сочетании с весом еще и боевой части не позволяло обеспечить транспортабельность комплекса самолетом Ан-12. Кроме того, тяжеленная боевая машина проявила неудовлетворительную плавучесть. При этом дальнейшие пути снижения веса уже готовой конструкции были исчерпаны — для ее облегчения сняли почти все бронирование, оставив противопульную защиту лишь на рабочих местах операторов. Вследствие ряда неудач при испытаниях комплекса, Распоряжением Совета Министров СССР был установлен новый срок предоставления доработанного ЗРК на совместные испытания — II квартал 1970 года. Кроме того, были заменены не только главные конструкторы проектов, но даже организации-разработчики с соответствующими оргвыводами. В части шасси для ЗРК «Оса» решением Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам предусматривалась передача его разработки (с использованием в целях унификации узлов и агрегатов от ЗИЛ-135ЛМ Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома. Шасси получило индекс «937» (в серийном производстве — «5937».
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.